; charset=UTF-8" /> . Почему профессия курьера стала так популярна
Популярные товары/статьи

Почему профессия курьера стала так популярна

Пандемия коронавируса вмиг сделала заурядную профессию курьера популярной. Она быстро догнала и перегнала по уровню зарплаты десятки других, требующих высшего или даже специального образования. «СОЮЗ» решил составить портрет среднестатистического курьера в России и Беларуси.

Почему профессия курьера стала так популярна

Как в РоссииВ России, по прогнозам, востребованность курьерской профессии точно никуда не денется. Более того, она будет принимать самые разные формы, активно реагируя на запросы общества. Вот, например, какое объявление появилось на воронежских сайтах: граждане, обладающие QR-кодом, предлагают свои услуги по доставке из магазинов, для входа в которые требуется этот самый код.

Председателем Союза потребителей России Петром Шелищем озвучена идея оформления для курьеров специального вида ОСАГО, так как аварии с их участием давно просятся в отдельную категорию. Но именно курьеры-водители являются, что называется, элитной кастой в профессии. Некоторое время назад по Сети гуляли слухи о том, что зарплата курьера на личном автомобиле порой достигает 200 тысяч рублей в месяц!

Цифры настолько внушительные, что захотелось проверить, так ли это. Я позвонил по нескольким объявлениям.

Скажу сразу: 200 тысяч в месяц никто не предложил. Но одно из объявлений сулило от 120 до 170 тысяч рублей за доставку заказов из интернет-магазинов. График — от пяти рабочих дней и двух выходных до смен формата "два дня работаю, два дня дома". В качестве бонусов работодатель обещал компенсировать затраты на бензин (250 рублей за смену) и мобильную связь (со второго месяца в размере 800 рублей), была обещана и некая премия.

Звоню. Девушка отвечает, что в среднем приходит от 20 до 30 заказов в день, за доставку каждого заказа платят 180 рублей. При смене с 10.00 до 19.30 и графике 5/2 получается от 72 до 108 тысяч рублей. Можно ли заработать больше? Конечно, но для этого надо брать дополнительные смены в выходные дни и ездить на дальние расстояния, например в Подмосковье.

Пеший курьер оплачивается по-другому. Звонок в одну компанию показал, что платить мне готовы в районе 50 тысяч рублей, но это при условии согласия на 12-часовые смены и график формата 6/1. Зато велосипед предоставляет компания!

График, впрочем, можно выбрать любой, есть смены по 4, 6, 8 и даже 12 часов. Становится понятно, что озвученные максимальные зарплаты все-таки относятся к ситуации, когда курьер не вылезает из-за руля автомобиля или не слезает с велосипеда.

Поэтому реально говорить примерно о 85 тысячах рублей в месяц при полной загрузке. Такую цифру в среднем по стране озвучивает один из популярных сервисов доставки еды.

Возможно, именно поэтому в курьеры в основном идет молодежь, хотя в последнее время нишу активно осваивают люди среднего и предпенсионного возраста. Среднестатистический портрет курьера, согласно исследованию онлайн-ретейлера "Самокат" и маркетплейса для самозанятых Qugo, — это молодой мужчина в возрасте от 18 до 23 лет, который чаще всего учится (31%), является специалистом со средним специальным (19%) или средним (16%) образованием.

С курьером можно передать документы или подарок, привезти пользователю любой небольшой предмет, например забытые ключи

Для большинства курьеров их работа является единственным источником дохода, таких 73%. При этом только 23% считают, что эта работа лишь на время. При этом интересно, что 82% работают в этой сфере меньше года.

На улицах Москвы вот уже второй год, как появились роботы-курьеры. Подобные новации могут привести к тому, что профессия курьера перестанет быть "человеческой". Впрочем, считает писатель и футуролог Константин Фрумкин, пока налицо лишь конкуренция дорогостоящих роботов и дешевой рабочей силы. Чтобы роботы стали рентабельными, рабочая сила должна или подорожать, или исчезнуть. Пока же профессия курьера обрастает новыми услугами. К примеру, в Москве появились так называемые VIP-курьеры: облаченные в смокинги молодые люди, развозящие заказы магазинов брендовой одежды, дорогой бытовой техники и элитной парфюмерии.

Почему профессия курьера стала так популярна

Некоторые эксперты уверены, что профессия курьера исчезнет лет через десять — доставкой будут заниматься роботы. Фото: Сергей Фадеичев / ТАССКак в Беларуси

Белорусский рынок экспресс-доставки активно осваивают крупные международные игроки. Так, с лета в приложениях "Яндекс.Еда" и "Яндекс Go" в Минске можно заказать готовые блюда домой или в офис. А с октября о выходе на белорусский рынок сообщил сервис быстрой доставки Glovo. Одноименное приложение работает в столице, но в дальние части города товары пока не доставляют. Особенность сервиса — функция "Курьер", благодаря которой представители сервиса могут передать документы или подарок, привезти пользователю любой небольшой предмет, например забытые ключи.

"Яндекс" уже составил, а Glovo явно намерен составить реальную конкуренцию местным курьерским службам со сложившимся штатом велосипедистов, пеших доставщиков и водителей авто. В перспективе это чревато ростом конкуренции и, как следствие, падением доходов у курьеров. Впрочем, насколько серьезна такая опасность?

Трудятся курьерами, как и ранее, в основном либо те, кому нужна подработка, либо люди, решившие посвятить этому занятию весь рабочий день. Летом минские студенты-велосипедисты, сотрудничавшие с одной из модных служб доставки еды, зарабатывали в среднем от 50 до 70 белорусских рублей в день (чуть больше 2000 российских). Для максималистов, может, не так много, к тому же чаевые клиенты пока дают неохотно — это отмечают подавляющее большинство курьеров. С другой стороны, заработок неплохой с учетом того, что курьеру-велосипедисту или тем более пешеходу никакой квалификации не надо. А вот водитель-экспедитор популярного в стране онлайн-супермаркета в октябре на казенном автомобиле заработал 3900 белорусских рублей (около 114 тысяч российских). Но это уже на постоянной основе и в штате серьезной организации. Как говорится, почувствуйте разницу.

Согласно исследованию белорусского рынка экспресс-доставки и курьерских служб, проведенному в мае компанией Logconsult, данная сфера высококонкурентная. Экспресс-доставка как услуга не может похвастаться высокой маржинальностью. "Как показала практика, высокая конкуренция подталкивает операторов бороться за клиента путем дифференцирования тарифов, а иногда и демпинга, что нередко приводит к банкротству", — говорится в документе. Тем не менее сегодня рынок экспресс-доставки и курьерских служб многие игроки оценивают как растущий. Главными критериями выбора оператора остаются стоимость, скорость доставки и уровень сервиса. По прогнозам экспертов, количество приложений (агрегаторов), используя которые можно заказать доставку, вызвать грузовой автомобиль, пешего курьера и т.д., будет в 2021 году расти, как и спрос на такие услуги.

Участники рынка, несмотря на возрастающую конкуренцию, пытаются выработать общие правила игры. В октябре в Минске прошла уже третья бизнес-встреча основных игроков рынка курьерской доставки и экспресс-перевозок сборных грузов, а также представителей ретейла и электронной торговли. Одними из главных тем стали тренды развития данного сегмента услуг, построение оптимальной схемы доставки и совершенствование системы интернет-платежей. Все это пока вселяет в потребителей надежду, что полюбившиеся сервисы в обозримой перспективе будут работать не только бесперебойно, но и с учетом пожеланий клиентов.

Комментарии

Комментарии запрещены.